Форум » Кино, театр, телевиденье » «Возвращение в «А» (рабочие названия – «Воин», «Кара-майор», «Настоящий полковник», «Афганец») » Ответить

«Возвращение в «А» (рабочие названия – «Воин», «Кара-майор», «Настоящий полковник», «Афганец»)

респект: разное

Ответов - 1

респект: http://www.izvestia.kz/news.php?date=28-01-11&number=3 28 янв 2011 Арман Асенов: Мечтаю стать лучшим казахстанским продюсером Галина Леонова Уже совсем скоро на казахстанский экран выйдет драма Егора Кончаловского «Возвращение в «А» (рабочие названия – «Воин», «Кара-майор», «Настоящий полковник», «Афганец»). Сейчас по просьбе прокатчиков завершается работа над 3D-версией фильма. С продюсером этой картины, а также исполнителем одной из ролей Арманом Асеновым встретилась корреспондент «Известий-Казахстан» Галина Леонова. В кино он попал совершенно случайно: симпатичного стройного юношу на алматинской улице остановила ассистентка с «Казахфильма» в надежде, что он-то и подойдет на главную роль в приключенческой ленте Виктора Пусурманова «Кайсар». Претендентов было много, но режиссер утвердил Армана, а позже позвал его еще в две картины: «Хан Абулхаир» и «Стрелок Хумучи». Яркую фактуру молодого исполнителя со спортивной выправкой (кстати, Асенов – чемпион Казахстана по каратэ) заметили не только казахстанские режиссеры. Последовали роли в фильмах «Последняя любовь Кемене», «Суржекей – ангел смерти», «Чингисхан». В международном проекте «Теплые ветры древних булгар» Арман предстал в образе великого полководца Атиллы – предводителя гуннов, завоевавших Рим. Премудростям актерского мастерства парень учился прямо на съемочной площадке у своих блистательных партнеров Касыма Жакибаева, Нурмухана Жантурина, Василия Ланового, Элины Быстрицкой, Льва Прыгунова, Артыка Джалыева, Алексея Серебрякова. В основном играл сильных и мужественных героев из далекого прошлого, но появился и в военной драме Лейлы Аранышевой «Десант» в образе бесстрашного лейтенанта казахстанской армии. Асенов и сейчас не расстается с актерством, даже когда по горло занят организацией кинопроизводства. Ну а кто, скажите, откажет себе в удовольствии сняться у Кончаловского и Худойназарова? Вот только главным делом сегодняшней его творческой жизни все же остается продюсерская деятельность, хотя он и в личной тоже преуспел, став отцом трех очаровательных детей... Известия-Казахстан: Арман, что для вас кино, по большому счету? Арман Асенов: Реально – всё! Потому что как я пришел туда в восемнадцать лет, так и не уходил, хотя был период, когда фильмов у нас совсем мало снимали, и многим нашим киношникам в эти сложные времена даже пришлось поменять профессию. Но мне повезло... Жаль только, что ряд фильмов с моим участием зрители так и не увидели из-за развала проката в прежние годы. А ведь раньше он был богатой организацией. Я знаю эту структуру, поскольку работал в ней: был директором «Казкинопроката», кстати, последним. И-К: Как же перешли на продюсерство? Асенов: Постановку исторической драмы Булата Мансурова «Теплые ветры древних булгар» в 1996 году осуществлял Международный фонд развития киношкол имени Сергея Эйзенштейна, филиалы которого находятся по всему миру. В том проекте участвовало несколько стран, Казахстан тоже влился в процесс, поскольку нужны были батальные сцены, лошади, каскадеры. Всё это мы и организовывали через филиал, которым я тогда руководил. Так с легкой руки Мансурова мне пришлось столкнуться с первым опытом продюсерской деятельности. Правда, в тот момент еще мало кто имел понятие, что такое «продюсер». И-К: Но с чего-то же надо было начинать и самому всё попробовать с нуля. Асенов: Еще раньше, снимаясь, я постепенно стал глубже вникать в детали кинопроизводства, побывал и в шкуре директора нескольких фильмов. А после того как кинопрокат объединили с «Казахфильмом», в качестве продюсера взялся за картину Аманжола Айтуарова «Степной экспресс», сценарий к которой писали Одельша Агишев и Хуат Ахметов по мотивам повести Пушкина «Станционный смотритель». Получилась очень теплая история любви француза к казахской девушке. И ленте «Записки путевого обходчика» Жанабека Жетируова наша продюсерская компания «Байтерек», созданная в 2003 году, оказывала часть услуг. И-К: Кстати, картина Жетируова побывала почти на 30 фестивалях. Но ведь это «казахфильмовская» единица, и «Байтерек» принимал лишь долевое участие в кинопроцессе. А есть ли проекты, которые вы лично запустили и полностью за них отвечали? Асенов: Продюсерское кино, про которое вы говорите, только-только набирает обороты в Казахстане. Хотя уже в период перестройки возникали независимые кинокомпании, но тогда практически не было проката, и они почти все канули в Лету. А вновь созданные не так давно начали сами снимать кино. Раньше «Казахфильм» в основном занимался этим, нанимая продюсеров, впрочем, как и режиссеров, и операторов. И-К: То есть в данном случае продюсер – просто бывший директор фильма? Асенов: В общем, да. Причем должность директора сохранилась, но появилась еще и новая единица продюсера. Знаете, пожалуй, «Возвращение в «А» и есть первый фильм, за который я взялся с нуля, включая момент написания сценария. Мы и режиссера пригласили сами, а вот финансовая поддержка – стопроцентно государственная. И-К: Интересно, на Егора Кончаловского как вышли? Асенов: Его мне посоветовал режиссер Сатыбалды Нарымбетов, сказав, что он идеально подошел бы для нашей картины, и дал его телефон. С Егором судьба меня не сводила раньше (а вот его сестра Катя Двигубская была моей партнершей в фильме «Теплые ветры древних булгар»), но снятые им экш-фильмы мне очень нравились, в частности «Антикиллер» и «Побег». И в нашей картине предполагалось немало напряженных действенных сцен, особенно связанных с военной темой, поэтому о лучшей кандидатуре можно было и не мечтать. Я позвонил режиссеру от имени Сакена-ага, который хорошо знал его маму Наталью Аринбасарову и самого Егора. Потом слетал в Москву, куда меня отправил Ермек Аманшаев, президент АО «Казахфильм», утвердивший запуск картины. Мы с Кончаловским обговорили, про что будем снимать кино, ему очень понравилась идея, и процесс пошел... И-К: Но режиссера не совсем устроил сценарий, над которым первоначально работали Газиз Насыров и Дидар Амантай. Асенов: Они писали немножко другую историю, тоже о реальном человеке – живой легенде Афганской войны Кара-майоре, то есть о Борисе Тукеновиче Керимбаеве. Именно под его командованием воевал герой нашего фильма лейтенант Марат Аюмов, как и целый ряд выдающихся сегодня военных деятелей Казахстана: генерал-полковник Сакен Жасузаков, ныне возглавляющий Генеральный штаб, Адильбек Алдабергенов, сейчас командующий Аэромобильными войсками. Они тоже были сослуживцами Кара-майора. А когда узнали, что мы затронули тему тех времен и рассказываем непосредственно об их подразделении, то охотно стали во время съемок всячески нам помогать, консультировать. И-К: Вернемся к сценарию. Егор, как я понимаю, сам предложил двух известных кинодраматургов – Моисеенко и Новотоцкого, о таланте которых можно судить хотя бы по фильмам «Возвращение» Звягинцева и «12» Михалкова. Асенов: Да, им мы объяснили, о чем хотелось бы снять нашу киноисторию. И они написали окончательный сценарий. Но в титрах фамилии казахстанских авторов тоже стоят, ведь за основу был взят их вариант. И-К: Сколько же времени прошло от рождения идеи до окончательного воплощения ее на экране? Асенов: Около шести лет. Однажды генерал Булат Дарбеков рассказал мне историю о Жумабеке Аюбаеве, с которым он дружил. Я попросил у него координаты вдовы героя. Встретившись, собрал максимальную информацию о кавалере трех орденов Красной Звезды. Его история меня потрясла! Это же казахстанский Маресьев (!), только герой не Великой Отечественной, а Афганской войны. Когда-то Жумабек Аюбаев доказал, что способен вернуться в строй, пройдя жесткую медкомиссию на протезе: с пулеметом на плечах осилил 25 километров марш-броска! Он-то и стал прототипом нашего персонажа Марата Аюмова. И-К: Так почему же в картине вы не оставили настоящее имя героя, а изменили его? Асенов: Во-первых, образ все-таки получился собирательный. Да, мы использовали ряд фактов из жизни Аюбаева: он вырос в большой чабанской семье, стал офицером, служил в Афганистане, где и потерял ногу. Но фильм не биографический – в судьбе нашего героя достаточно художественного вымысла, неожиданных сюжетных поворотов. А, во-вторых, для кино имя Марат более звучное, ведь мы ориентируемся еще и на российский прокат. Нашей задачей было максимально глубоко и интересно раскрыть образ главного персонажа не только на фоне Афганской войны, но и в современной действительности. Поэтому-то уже в преклонном возрасте Марат соглашается стать проводником для группы сегодняшних телевизионщиков, пустившихся по сюжету в рискованное путешествие для съемок документального фильма «По дорогам Александра Македонского». Он хорошо знает те места, но у него есть еще и личные причины вернуться в Афганистан... Мы надеемся, что наш фильм будет интересен зрителям всех возрастов, потому что он о настоящей дружбе, о любви. Подчеркиваю: Егор снял очень пронзительную жизненную историю, в которой много разных линий. И-К: В том числе и мелодраматических. Действие картины переносится из современности во времена Афганской войны? Асенов: Не только. Есть также эпизоды, связанные с детством героя, поэтому роль Марата сыграли три исполнителя: мальчик Алимжан Шманов и актеры Берик Айтжанов и Сейдулла Молдаханов. Марат Аюмов прошел Афган, а это особая каста людей, они живут своими воспоминаниями. И-К: И для них свято понятие «воинское братство». Те немногие, кто уже посмотрел фильм, говорят, что Айтжанов, сыгравший молодого Марата, после премьеры проснется звездой. Арман, а у вас не было чуток актерской ревности? Асенов: Не-е-т, абсолютно! Мы с Бериком снимались вместе у Рымбека Альпиева в фильме «Час волка», жили на Курдае. Тогда я ему сказал: «Будет у меня хороший проект – обязательно позову тебя». Как в воду глядел: актер идеально подошел на роль Марата. И-К: И вы не «толкали» своих кандидатов? Асенов: Сейчас мы с вами сидим в том самом кабинете «Казахфильма», где и был разложен пасьянс фотографий претендентов. Егор позвал и Нарымбетова, чтобы посоветоваться с ним перед окончательным утверждением актеров на главные роли. Сакен-ага увидел фото Айтжанова, с которым работал на картине «Мустафа Шокай», и тоже указал на него. У нас был честный кастинг, но решение оставалось за Егором. Мы ведь еще думали и о внешнем сходстве молодого актера с тем, кто играл его уже пожилым. И-К: Пожилого не видела, а вот Берика Айтжанова в декабре 2009 года я встретила на съемках под Капчагаем, где лично убедилась, что картина масштабная. Когда пошли в ход БТР, началась массовая атака с треском пулеметной очереди и грохотом взрывов, да еще вертолеты над головой полетели, стало действительно страшно! Всё это организовать – дело-то непростое? Асенов: Без действенной армейской под¬держки во главе с министром Адильбеком Джаксыбековым нам бы не осилить такие сложные ретро-сцены из времен Афганской войны. Мы все понимали, что реально идем в очень сложный бой, тем более что часть группы была приглашенной – москвичи. Снимал фильм Антон Антонов, оператор почти всех фильмов Егора. Россияне, может быть, и привыкли работать в иных условиях, но такой уж большой разницы в нашем кинопроизводстве по сравнению с тем, как снимает «Мосфильм», ни Егор, ни его второй режиссер не заметили. Да и школа у нас, как ни крути, была единой – еще со времен ЦОКСа. Короче, работали мы большой сплоченной командой. И-К: Я видела, как стойко переносила вся группа тяготы того съемочного дня, в том числе и ребята из Капчагайской ДШБ (десантно-штурмовой бригады): сначала шел противный мелкий дождь, потом повалил снег, от которого некуда было скрыться в холмистом ущелье недалеко от Или. Асенов: На ту большую боевую сцену вертолеты нам дали Внутренние войска и Министерство обороны, выделившие несколько единиц и другой техники, включая БТР. Естественно, всем им мы вынесли благодарность в титрах, на них, к слову, положена очень хорошая народная песня «Ак-баян». А композитор фильма – Виктор Сологуб, который и раньше работал с Кончаловским. И-К: С режиссером не возникало конфликтных ситуаций? Асенов: Ни одной! На грани конфликта находились из-за каких-то производственных проблем, но они, слава богу, все мирно разрешались. Мы сняли сложно-постановочную картину за 72 съемочных дня, хотя московский второй режиссер Анатолий Авшалумов рассчитал график работы на 90 дней, а «Казах-фильм» почему-то давал нам лишь 54. Изначально мы понимали, что не уложимся в эти сроки – зима была на носу, в августе мы не успели запуститься, поэтому часть съемок перенесли на весну 2010-го. И-К: На встрече по случаю окончания съемочного периода Авшалумов отметил, что отснято было 36 объектов: под Капчагаем, в Чарынском каньоне, Каргалы, Узун-Агаче и Алматы. Кстати, тогда же москвичи отметили наше гостеприимство, сказав, что чувствовали себя здесь как дома. Лично вас и вовсе Анатолий назвал отцом родным, потом уточнил – братом, видимо, в силу вашей молодости. Асенов: Мы старались, чтобы всё шло нормально, без особых сбоев в работе. Группа большая – около 70 человек, а когда снимали военные сцены, то на площадке находилось до 200, включая массовку и каскадеров. Мы не могли себе позволить расслабляться и сильно выбиваться из графика. Ценна была каждая минута, ведь съемочный день в таких случаях стоил очень дорого, поэтому батальные сцены снимали сразу четыре кинокамеры. И-К: А так уж ли было необходимо на эпизодические роли приглашать российских звезд? Ведь сразу же гонорарная часть бюджета взлетела в разы, плюс перелеты, проживание в гостиницах. Асенов: Может, и не было такой необходимости. Но, во-первых, каких-то актеров сам Егор предложил, а, во-вторых, для меня как продюсера их участие было важным для будущего проката. Теперь, когда ты уже смотришь готовый материал, понимаешь, что всё это было не зря. К примеру, у Гриши Антипенко вроде бы совсем маленькая роль, но он так классно попал в образ врача! И-К: Помню-помню, как вместе с ним вы снимались в железнодорожной больнице, куда и меня занесло. Асенов: Да, я предстал в образе молодого Кара-майора, а сам легендарный герой Борис Тукенович Керимбаев был у нас на съемках консультантом. Замечательно сыграл врача медкомиссии и Андрей Смоляков, тоже в эпизоде, но таком драматически важном! Вспомните мои слова, когда посмотрите картину. Конечно, можно было обойтись без Гоши Куценко, которого практически не видно в летном шлеме, но он снялся в неожиданной сцене. (Смеется.) Режиссер над ним, героем «Антикиллеров», здесь изрядно «поиздевался»! А вот герой фильма «Бой с тенью» Денис Никифоров, наоборот, сыграл одну из главных ролей – друга молодого Марата. У нас прекрасен и женский актерский состав: Карлыгаш Мухамеджанова, Гуля Дусматова, Жанель Макажанова, Аша Матай, Наталья Аринбасарова... И-К: Арман, я заметила, что в вашей актерской фильмографии военная тема превалирует над остальными. Асенов: Сам тому удивляюсь. Знаете, а ведь мои родители были военными, да и старший брат тоже. И-К: Поэтому вы родились в ГДР, где они служили? Асенов: Да. (Смеется.) В городе Веймаре. Сейчас вот мы отправили нашу картину отборщикам Берлинского фестиваля, так там, наверное, удивляются: как? Продюсер-немец?! (Смеется.) Я прожил в Германии до пятого класса. И-К: Получается, судьба военного вам близка не понаслышке! Асенов: Конечно, мы побывали во многих военных городках. Пацанами из ГДР даже в Западную Германию убегали. А быстро нас находили лишь потому, что среди славянских лиц было одно азиатское – мое, сразу становилось понятно: мы – дети военных... И-К: ...решившие в приключения поиграть? Асенов: Конечно. Помню, лежим мы в родительской спальне, а мама нам с братом книжки читает, особенно любили «Остров сокровищ». Естественно, и в кино ходили, ни один фильм не пропускали! Я обожал серию картин о Синдбаде-мореходе, мушкетерах, о Штирлице. В позапрошлом году во время Берлинале известный немецкий продюсер Карл Баумгартнер (сопродюсер лент «Лунный папа», «Тюльпан» и др. – «И-К») давал нам машину, и мы с Бахтиёром Худойназаровым ездили по местам моего дет¬ства: нашли даже дом, где я родился, побывали и в городке, откуда наша семья уехала в Союз. И-К: Почему же вы не стали военным? Асенов: Честно говоря, я хотел им быть. Но когда речь зашла о выборе профессии (а время было непонятное – 1987 год), отец сказал: «Я – военный, брат – военный... Выбирай-ка что-нибудь гражданское». Вот и пошел я в Сельхозинститут на факультет «Плодоовощеводство и виноградарство». У меня всегда была склонность к биологии, химии, поэтому довольно легко поступил. В общем, отец отговорил, подчеркнув: «В СХИ есть военная кафедра. Если потом захочешь – будешь военным». Как видите, судьба распорядилась иначе... И-К: Любопытно, в честь кого вас назвали? Асенов: Самое интересное, первое время я был Германом, на меня и метрики выписали, всё как положено. (Смеется.) Причем дедушка с бабушкой не знали о моем рождении, родители скрывали это, чтобы позже сюрприз преподнести. А я уже на имя откликался. Когда же мы приехали из ГДР в отпуск, дед возмутился: «Какой же он Герман?! Что за имя такое?» Вот и придумали созвучное – Арман. (Смеется.) И-К: Романтичное. О чем вам мечтается? Асенов: Для воплощения этого в реальность понадобится лет десять: стать лучшим продюсером Казахстана. Нам нужны опытные специалисты в этой области, такие, как Сельянов, Досталь, Толстунов, Давлетьяров. Я на них ориентируюсь в своей работе и совершенно не собираюсь лезть в режиссуру. Хочу достойно занять продюсерскую нишу, а это значит – надо снимать как можно больше хороших фильмов. Сейчас в продюсерском центре «Байтерек» в запуске – три проекта. Руководство «Казахфильма» и Министерство культуры поддержали наше предложение войти в совместное производство фильма Бахтиёра Худойназарова «В ожидании моря». И-К: Это удивительный режиссер! Чего стоит только снятый им «Лунный папа»! Асенов: В новой его картине участвуют также Франция, Германия, Бельгия, Россия, Украина. Не сразу, но режиссер решил проводить съемки полностью на территории Казахстана, под Актау, что, конечно же, усложнило нам задачу, зато и опыта прибавило. Минувшим летом мы находились в экспедиции огромной группой. В апреле снова отправимся туда на досъемки. Кстати, «В ожидании моря» режиссер планирует выставлять на фестивали именно от Казахстана. Но мы надеемся, наши фильмы будут интересны и широкому зрителю...



полная версия страницы